Главная   Армия   Общество   Города   Автор   Гостевая
книга

Казанское артиллерийское училище или, как его сейчас правильно называть, Казанский филиал Михайловского артиллерийского университета, создано более 60-ти лет назад. Правда было оно тогда совсем не в Казани, и уж совсем не артиллерийским. И за последующую свою жизнь не только поменяло место дислокации, но, - и не раз, - название. Тем не менее это ни в коей мере не умаляет его истории.
В феврале 1941 года в Челябинске была сформирована военная школа авиамехаников, переименованная в 1944 году в авиатехническое училище. В 1947 году училище перебазировалось в Казань и разместилось в бывших Арских казармах (ныне Октябрьский городок). В 1959 году училище передано из ВВС в состав Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) и переименовано в Казанское артиллерийское техническое училище - с этого времени оно стало готовить офицеров-ракетчиков для РВСН. В 1966 году вновь происходит переподчинение училища: оно получает наименование Высшего командно-инженерного училища и начинает готовить офицеров-ракетчиков с высшим инженерным образованием для Сухопутных войск.
Далее последовала череда переименований училища: " высшее военное", " высшее военное инженерное", " высшее военное командно-инженерное".

За все эти годы в училище была создана великолепная учебная материальная база, которая обеспечивала высочайшую профессиональную подготовку будущих офицеров-ракетчиков. Выпускники училища пользовались заслуженным авторитетом в войсках и как командиры ракетных подразделений и частей, и как военные инженеры. Ракетные войска - высокотехнологичный род войск, поэтому в училище сформировался и плодотворно работал отличный научно-педагогический коллектив, в составе которого были десятки профессоров и докторов наук, доцентов и кандидатов наук самого различного профиля, нередко выполнявших научно-исследовательские работы совместно с гражданскими учеными. Такое положение дел безусловно способствовало укреплению научно-практического потенциала училища и, как следствие, повышению качества учебного процесса. Но наступили 90-е годы, и в угаре псевдореволюционного реформаторства кому-то из властьпридержащих показалось, что военно-учебное заведение типа Казанского высшего военного командно-инженерного училища ракетных войск больше не нужно, и его решили расформировать. Ценой неимоверных усилий руководство училища сумело отстоять необходимость существования учебного заведения со столь уникальной научной и учебно-материальной базой, и в 1993 году оно вновь было перепрофилировано, приступив к подготовке офицеров-артиллеристов.
Итак, с 1994 года училище стало именоваться высшим артиллерийским командно-инженерным. В 1996 году состоялся последний выпуск офицеров-ракетчиков, а в1998-м уже надели лейтенантские погоны первые выпускники-артиллеристы. И наконец в 1998 же году училище получило свое нынешнее наименование - Казанский филиал Военного (Михайловского) артиллерийского университета, сокращенно КФВАУ, став таким образом подразделением Михаловского Военного Артиллерийского Университета из Санкт-Петербурга (старое название - Военная Артиллерийская Академия им. М.И. Калинина).
Срок обучения в училище - 5 лет. По окончании присваивается офицерское звание "лейтенант" и выдается диплом инженера-электромеханика общегосударственного образца. В настоящее время планируется перевод училища на 4-х годичное обучение с заменой диплома инженера на диплом менеджера по управлению коллективом.
Основными военно-специальными кафедрами училища являются кафедры №№1, 2, 3 - соответственно тактики, разведки и стрельбы. Всего же подготовку курсантов осуществляют на 14 кафедрах. Научно-педагогический коллектив училища включает около 10 докторов наук, более 100 кандидатов наук.


Начальник училища генерал-майор Бородин Александр Ильич - человек по своему уникальный. Ему, пожалуй, принадлежит главная роль в сохранении училища как учебной единицы. Возглавив училище в 1993 году, в самое критическое время, полковник Бородин энергично взялся за дело. Еще бы - на кону стояло генеральское звание, которое могло упорхнуть вместе с исчезновением училища. Опыта и настойчивости в достижении поставленной цели Александру Ильичу было не занимать. Простой парень из деревни в Липецкой области, окончивший Тульское артиллерийское училище, он сумел своими силами сделать неплохую карьеру, пройдя служебные ступеньки от командира учебного взвода до командира ракетной бригады, попутно заочно окончив Военную академию. Служил на совесть, рос в должностях и званиях, был награжден орденами и медалями, и не только юбилейными. Но кто знает, как бы сложилась его военная судьба, если бы не умение попасть в советские войска в Германии в период ее объединения, когда за службу там стали платить валютой. О-о-о, для многих неглупых офицеров этот период службы стал воистину путевкой в дальнейшую и отнюдь не нищенскую жизнь. А Александр Ильич прихватил самые-самые, последние четыре года до окончательного вывода войск, и природная сметка его не подвела, позволив оседлать такое лакомое местечко, как руководство военным училищем в большом и богатом городе, но вдалеке от больших начальников, где сам себе и Бог, и царь, и воинский начальник. Справедливости ради надо сказать, что генерал Бородин действительно проделал огромную организаторскую работу по перепрофилированию училища, вложив в это непростое дело все свои силы и здоровье. И честь и хвала ему за это! Однако, как, увы, нередко случается, благие намерения со временем стали терять свое значение, а на первый план выступили совсем другие интересы. Да и то сказать, руководить таким хозяйством уже более 10 лет - тут у любого голова закружится.
А вместе с легким, приятным головокружением произошли и изменения в критериях самооценки. В какую сторону? Да все туда же, в пользу себя, любимого. Все бы ничего, да вот училище-то стало совсем другим. И не только по профилю. То, что создавалось огромными усилиями многих на протяжении последних 10 лет, теперь выглядит, мягко говоря, убого. Учебно-материальная база превратилась в образчик примитивизма. Особенно это видно на полевой базе. Учебное тактическое поле в училище практически отсутствует. Артиллерийский полигон, где проводятся боевые артиллерийские стрельбы, не выдерживает никакой критики в сравнении с аналогичными объектами в войсках. Ну что может себе представить курсант, будущий офицер, глядя на полуразвалившиеся ямы-окопы, гордо именуемые наблюдательными пунктами? А уж организация учебного процесса - это сплошная профанация самого понятия как такового.
Вот пример мероприятия, с апломбом называемого тактическим учением с боевой стрельбой. В район наблюдательных пунктов подъезжают несколько грузовых машин. Из них с гиканьем и улюлюканьем вываливается разношерстная толпа курсантов. Кто в сапогах, кто в ботинках, кто в хим-чулках. У того на голове шапка, у другого черная вязанная шапочка, столь нежно любимая бандитами и омоновцами. Стрелкового оружия нет, про него уже давно забыли, да и зачем его брать, а вдруг, - не дай Бог, - потеряется. Лопат, кстати, тоже почти нет, ну 3-4 на два десятка человек. Да и зачем они, лопаты-то, нужны? Ведь все равно окопы никто не роет. Так эта толпа и валит в полный рост на глазах у условного противника в ямы - занимает командно-наблюдательный пункт. Вся экипировка - замызганные бумажки, огрызки карандашей, да и тех зачастую не хватает на всех обучаемых. Приборы артиллерийской разведки в большинстве своем неисправны, у лазерных дальномеров, как правило, не заряжены аккумуляторные батареи, так что работать с ними нет возможности. В это же время похожая толпа в районе огневых позиций аналогичным образом их занимает. Только им еще комфортнее по сравнению с теми, кто на НП - ведь им от бараков, где живут курсанты в полевых условиях, до орудий два шага. Постреляли, вернулись в столовую покушать, а вечером - бай-бай в постельку с белыми простынями. Казалось бы, хорошо. Да вот только потом, столкнувшись с реалиями войсковых учений и настоящей, не игрушечной войны, многие не выдерживают и бегут из армии.


А что же преподаватели? Те самые люди, от которых все-таки в первую очередь зависит качество обучения курсантов? Молчат? Их все устраивает? Да, молчат, хотя очень многих и очень многое не устраивает.
Но... Все просто и банально. Одни боятся начальства. Ведь почти 50% преподавательского состава кроме стен этого училища ничего больше не знают, а если и побывали в войсках, то давно и крайне минимальный срок. Боязнь отправиться служить в войска - очень сильный стимул для удержания их в узде. Другим просто все равно. Эти, как правило, в войсках послужили, многое повидали, в училище пришли в силу различных обстоятельств, но с желанием передать свои знания и опыт будущим офицерам. И столкнулись с той самой системой, которую создал за десятилетие генерал Бородин. К тому же нет жилья, а самое страшное - перспективы получить его в обозримом будущем. Нет, конечно, в отсутствии жилья не вина начальника училища. Но 14 квартир, полученных училищем за последние 3 года из более, чем 100, выделенных на гарнизон - это определенный показатель. Гарнизон-то небольшой, так вот танковое училище почему-то получило около 30-ти квартир. А нуждающихся там примерно столько же, сколько и у артиллеристов - около 200 человек. Почему же так? Да потому, что генералу Бородину просто наплевать на своих подчиненных. Поэтому и основная масса преподавателей осталась без денежного довольствия накануне одного из праздников Нового года, тогда как во всех частях и учреждениях гарнизона его получили. Нет, опять же, генерал Бородин деньги не печатает, но в его силах и в его обязанностях добиваться, чтобы такого не происходило, бить во все колокола, выходить на самое высокое начальство, отстаивая интересы своих подчиненных. Но ему это надо? Сам устроен и обеспечен. Дети устроены и обеспечены (и слава Богу!). Есть группка приближенных, поющих постоянную осанну начальнику. Некоторые из них, люди весьма умные, доктора и кандидаты наук, продолжают заниматься наукой в прикладном ее виде, совместно с гражданскими учеными и в интересах тех или иных предприятий и учреждений. Никакого отношения ни к артиллерии, ни к обучению курсантов эти изыскания не имеют. Зато теперь они выполняются на коммерческой основе, пополняя так называемый внебюджетный счет училища. Училища ли? А вот это уже незачем знать всяким-разным посторонним. Еще один источник пополнения этого самого внебюджетного счета - сами курсанты. Где и когда только они ни работают! Вероятно, нет ни одного предприятия в городе, где бы не использовался их поистинне рабский труд. А кроме предприятий это еще и дачи и огороды друзей и знакомых генерала Бородина: глав администраций районов, директоров ресторанов и кафе, магазинов, фирм. Это церкви и мечети. Это садовые участки заместителей начальника училища, командиров подразделений. Порой с занятий на работы снимают по нескольку учебных взводов, а в других, на занятиях, из 30-ти человек списочного состава присутствует 8-10. Обычная картина: для занятий на тактическом учебном поле требуется 4-6 автомобилей для перевозки курсантов и буксирования орудий. А выделяется 1-2!!! Да и не к 8 часам, как указано в заявке, а в 9-10 часов. Автомобили либо неисправны, либо растворяются в улицах города по известным нуждам.
А уж как сдаются государственные экзамены! К приходу председателя государственной экзаменационной комиссии курсанты-кандидаты на золотые медали или дипломы с отличием заранее получают билеты, под руководством преподавателей тщательно готовят ответы на вопросы, и затем с блеском демонстрируют свои "отличные" знания! Другой пример: досрочно сдает экзамены группа курсантов под кодовым названием "Кулонстрой", убывающая на стройки капитализма, ведь "Кулонстрой" - это одна из крупнейших строительных фирм в городе. Дается указание о том, что несдавших экзамены быть не должно. И вся процедура превращается в клоунаду. И так изо дня в день, из года в год. Недаром крылатой стала фраза генерала Бородина: "Ваша учеба меня не интересует..."
Конечно, в училище приезжают разные комиссии, всевозможные начальники. Но они... ничего не видят. Или не хотят видеть. Зато уезжают всегда довольными. И училище числится среди лучших. Молодец, генерал Бородин! И в такого рода умении ему не откажешь.
Вот и появляется равнодушие у тех, кто что-то умеет и знает. Многие стараются устраиваться, как могут. В том числе и прирабатывая на стороне. А сам учебный процесс, как таковой, становится лишь фоном к остальной деятельности. Пишут диссертации, получают научные степени и звания. Что ж, правильно делают, все-таки за эти самые степени и звания сейчас стали неплохо приплачивать. Правда нужны эти диссертации, как... Впрочем, вот примерная тема диссертации, которую готовит один из заместителей начальника училища: "... о технологии сжигания мусора..." Очень ценная тематика для развития военного дела.
Было бы несправедливым не сказать о том, что в училище все-таки есть преподаватели, грамотные, толковые, опытные, которые невзирая на все препоны, подспудно чинимые генералом Бородиным со товарищи, отдают все силы, вкладывают всю душу в обучение будущих офицеров. Увы, не все в их силах. Но совесть их чиста, и пусть частичка их знаний и умений, да остается в каждом выпускнике. Именно о них потом с благодарностью вспоминают офицеры в войсках, им шлют поздравления и письма, их приглашают на торжественные встречи. И это вселяет надежду, что история училища не заканчивается, что оно еще послужит на благо Родины!

Главная   Армия   Общество   Города   Автор   Гостевая
книга


Используются технологии uCoz